Главная » Файлы » В помощь председателю |
26.10.2020, 04:45 | |
Галина Меркулова: «Вопрос, который мы рассматриваем сегодня – пожалуй, самый актуальный вопрос повестки образовательной политики. Он определяет, какие механизмы и инструменты поддержки и развития педагогических кадров мы возьмём за основу, кто и как будет помогать нашим педагогам. Сегодня Министерством просвещения предложено новое видение развития системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации национального проекта «Образование». Как нам кажется, направление развития избрано правильно. Правда, в материалах коллегии представлен пока лишь структурный каркас предполагаемых изменений. Для реализации задуманного работа предстоит непростая. Путь исправления прошлых ошибок всегда непрост. Что нам кажется важным в предложенном варианте развертывания системы непрерывного развития педагогов? Еще на старте проекта мы обращали внимание на необходимость целенаправленной ранней профориентационной работы с обучающимися школ, как этапе и инструменте предпрофессиональной подготовки педагогических кадров. Мы призывали обратить внимание на системную работу Министерства здравоохранения по широкому развертыванию сети «медицинских классов» в школах. Мы обращали внимание на то, как легко и быстро у нас появились инженерные классы, IT-классы, школы Росатома, Роснано. И как мало делается для поддержки собственного кадрового воспроизводства. Мы рады, что сейчас, в условиях сложной кадровой обстановки, намечаются конкретные шаги по развертыванию этой работы со школьниками и в нашей отрасли. Здесь можно дополнительно обратить внимание на ресурс летних профильных смен в лагерях «Артек», «Орленок», «Смена». Что касается профессиональной подготовки педагогических кадров в регионах, то она, как известно, опирается на деятельность организаций высшего образования (чаще - педагогического) и среднего профессионального образования. Они формируют базовые профессиональные педагогические компетенции. Далее педагогическими кадрами занимается региональная система дополнительного профессионального образования, муниципальные методические службы и профессиональные объединения образовательных организаций, которые вместе призваны не только развивать базовые компетенции, но и формировать новые, сообразуясь с новыми запросами. Региональные системы в большей степени представлены институтами повышения квалификации, коротко - ИПК. Однако, в некоторых регионах ИПК преобразованы в региональные институты развития. А это значит, что они получили дополнительный объем управленческой, аналитической и организационной работы. Но такое преобразование, в отдельных регионах, к сожалению, сопровождалось сокращением профильных кафедр и соответствующих научно-педагогических кадров, непосредственно работающих с проблемами и запросами педагогов школ. Ресурсный потенциал муниципальных методических служб, в условиях разделения полномочий и отсутствия целенаправленного финансирования, тоже сокращен. Обучение непосредственно в организациях еще только формируется. Надо признать, что Федеральный проект «Учитель будущего» предусматривал модернизацию региональной инфраструктуры работы с педагогическими кадрами. Однако это формирование происходило спешно и зачастую непродуманно. Еще на старте проекта мы ставили под сомнение необходимость создания двух параллельных региональных систем дополнительного профессионального развития педагогических кадров: действующих ИРО/ИПК и новых Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Формирование двух систем, имеющих одинаковые цели деятельности, на наш взгляд, вряд ли целесообразно. И здесь мы солидарны с постановкой новых задач Министерством просвещения по синхронизации их деятельности. Идея сделать новые Центры структурными подразделениями действующих ИРО/ИПК, на наш взгляд, позволит и структурно и кадрово поддержать и обновить региональную систему работы с педагогами. Однако, содержание деятельности этих Центров, действительно, надо переосмысливать и переопределять. Понятно, что система образования может развиваться только на основе непрерывного обновления содержания деятельности педагогических кадров. С учетом всё более возрастающих требований к современной школе уже сегодня нужны учителя-аналитики, учителя-проектировщики, учителя-исследователи, тьюторы и многие другие. И этому надо учить. Могут ли новые Центры непрерывного повышения профессионального мастерства решить эту задачу самостоятельно? Думаю, что нет. Нужна целенаправленная научная и методическая разработка новых ключевых компетенций учителя. И вот этим, на наш взгляд, могли бы заняться федеральные научно-методические Центры сопровождения деятельности педагогов. В документах коллегии представлены предложения об их деятельности в рамках создаваемой Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров. В рамках дискуссии, выскажу предложение, что, во-первых, вряд ли надо ограничивать создание научно-методических центров только на базе педагогических вузов. Напомню, что в рамках рабочих групп национального проекта «Образование», высказывались предложения о формировании этих центров на базе партнерского объединения различных организаций, в том числе – национальных исследовательских университетов, классических университетов, сильных региональных организаций дополнительного профессионального образования. Во-вторых, на наш взгляд, функции этих научно-методических центров могут состоять не только в концептуальной проработке структуры новых ключевых компетенций учителя, но и в разработке и проектировании дидактического, методического обеспечения для его освоения, а также в разработке системы диагностики профессионального роста педагогов в части приращения этих компетенций. Кроме того, эти центры могли бы взять на себя задачу по обучению региональных тьюторских команд, которые смогут более целенаправленно и успешно развернуть реализацию инновационных дополнительных профессиональных программ у себя в регионах. Это позволило бы оперативно обновить и содержание программ ДППО и кадровый педагогический состав. В эту работу могут быть вовлечены Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию и высшему образованию. И вряд ли оправданно, оставить без участия Российскую академию образования. Такое согласованное взаимодействие с общественно-профессиональными объединениями обеспечило бы большее доверие у профессионального сообщества к формируемым научно-методическим материалам и новым программам обучения. Нормативная основа для разработки новых ключевых компетенций учителя может регламентироваться соответствующими приказами (распоряжениями) Министерства просвещения, как это было при определении «ТОП-50 профессий будущего» в мероприятиях по развитию системы среднего профессионального образования. Завершая, еще раз отмечу, что современной школе нужны учителя с новым самосознанием и новыми компетенциями. И это касается не только молодых педагогов. Обновленная система развития педагогических кадров должна не просто помогать учителю, а вдохновлять его. Так давайте сообща этим и займёмся». | |
Просмотров: 150 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |