ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
КРАЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

Главная » 2016 » Сентябрь » 16 » Ольга Васильева: «Всё должно меняться в сторону улучшения»
14:52
Ольга Васильева: «Всё должно меняться в сторону улучшения»

По заявлениям нового министра образования Ольги Васильевой, сделанным за последнее время, можно судить о приоритетах в работе возглавляемого ею ведомства. Впрочем, в биографии Васильевой на этом посту появились и конкретные дела: например, она уволила сотрудника Минобрнауки, попытавшегося самовольно усложнить процедуру лишения плагиаторов учёных степеней. Предлагаем вашему вниманию краткий перечень основных трендов в работе министерства образования, подготовленный специалистами ЦЭРС ИНЭС.

Правительство: продолжить и улучшить

На прошлой неделе глава российского правительства Дмитрий Медведев попытался ответить на вопрос, чего он ждёт от нового министра образования. В интервью телеканалу «Россия 1» Медведев заметил, что к бывшему министру Дмитрию Ливанову «копились какие-то вопросы» и что работа министерств социального блока неминуемо подвергается всесторонней критике. Правительство рассчитывает, что под руководством Ольги Васильевой Минобрнауки «продолжит те позитивные вещи, которые создавались в последнее время» и при этом «какие-то позиции улучшит», сказал Медведев.

По словам премьер-министра, за последние годы проделана большая работа по совершенствованию системы образования: отечественные вузы «стали выходить на новые рубежи», практически решена проблема нехватки детских садов, строятся новые школы и даже ЕГЭ «стал более внятным», хотя «где-то стал, а где-то ещё нужны коррективы».

Медведев добавил, что ожидает от Минобрнауки «более плотной» работы с педагогами — как в школах и вузах, так и с профессиональным сообществом в целом. Кроме того, глава правительства рассчитывает, что ведомство Васильевой начнёт «внедрять новые методики» и «улучшит воспитательную функцию».

Собственно, о таком подходе с самого начала говорила и сама Ольга Васильева: ничего не изменять резко, изучить то, что есть, взять лучшее и двигаться дальше. Иными словами, даже если отбросить необходимую дипломатию с обеих сторон, у правительства и нового министра есть некое общее видение дальнейшей стратегии.

Стратегические ориентиры: образовательная среда и качество подготовки специалистов

Приоритетные проекты в сфере образования были названы в ходе заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию, которое Дмитрий Медведев провёл 24 августа. Ольга Васильева отнесла к таким проектам создание современной образовательной среды для школьников, формирование цифровой образовательной среды, подготовку рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей и формирование на базе вузов пространства для создания инноваций. В ходе реализации этих проектов предстоит улучшить школьную инфраструктуру, привлечь работодателей к формированию контента образовательных программ, в том числе цифрового, продолжить разработку и внедрение образовательных стандартов в сфере СПО, включая стандарты на базе WorldSkills, повысить конкурентоспособность отечественных вузов и создать на их базе научно-технологические центры, проводящие исследования с высокой степенью коммерциализации.

Для достижения конкретных результатов по этим направлениям планируется повышать квалификацию педагогов, в том числе через внедрение соответствующих профстандартов, усиливать кооперацию школ, вузов, системы дополнительного образования и работодателей, совершенствовать профориентационную работу, повышать доступность образования, поддерживать одарённую и талантливую молодёжь.

Функциональным заказчиком намеченных проектов назначена Ольга Васильева, куратором — вице-премьер Ольга Голодец. Подробные паспорта проектов должны быть представлены в правительство до 10 октября.

ЕГЭ и школьная программа: нет предела совершенству

В программном интервью, которое Ольга Васильева дала агентству «ТАСС», много говорилось о ЕГЭ: несмотря на то, что общество, вроде бы, смирилось, дискуссии о возможности отмены экзамена продолжаются. Васильева подчеркнула, что единый государственный экзамен — «большое социальное благо», поскольку даёт возможность способным детям из регионов поступить в ведущие вузы по результатам, достигнутым во время обучения в школе. Ольга Васильева дала понять, что ни о какой отмене ЕГЭ речь идти не может. Другое дело, что, по её словам, «предела совершенству быть не может». Экзамен будет меняться и «отшлифовываться» — в первую очередь это касается тестовой части.

Кроме того, Ольга Васильева убеждена, что для успешной сдачи ЕГЭ школьникам должно хватать полноценного освоения школьной программы. «Я буду делать всё возможное, чтобы не было никаких натаскиваний на ЕГЭ после уроков», — пообещала Ольга Васильева.

Наконец, министр подчеркнула, что результаты ЕГЭ не могут быть критерием качества оценки школ, поскольку не могут быть объективной оценкой труда педагогов. Невозможно сравнивать по успеваемости специализированные физико-математические лицеи и, скажем, северно-кочевые школы. Если уж и вести речь об оценке школ, то, как считает Васильева, над «моделями самообследования» ещё предстоит поработать.

Ольга Васильева напомнила, что в большинстве европейских стран системы оценки знаний учащихся, подобные ЕГЭ, сформировались за долгий период времени и проходили длительную апробацию. Постановление о проведении в России эксперимента по введению ЕГЭ было подписано всего лишь 15 лет назад, что, конечно, следует учитывать при подведении итогов. «Мы вообще удивительная страна, потому что очень важные задачи мы проходим в маленький исторический промежуток», — сказала Ольга Васильева.

Ольга Васильева — противница идеи о возможной отмене школьных оценок. Сторонники этой идеи считают, что такая реформа необходима, чтобы учёба была детям в радость. По мнению министра, учёба — это ещё и труд, а оценка труда «должна быть осязаемой». К примеру, Минобрнауки планирует в ближайшие несколько лет вернуть оценки за школьные выпускные сочинения. Некоторые вузы оценивают сочинения абитуриентов во время приёмной кампании, для чего вынуждены нанимать специальных экспертов. Нововведение избавит их от этой необходимости.

Во время визита в Чебоксары глава Минобрнауки высказалась о важности формирования базовых образовательных программ. При этом она не возражает против творческого подхода педагогов к преподаванию тех или иных предметов, но самовыражаться педагоги должны «поверх», а не вместо качественного базиса. Так, Васильеву возмутило наличие четырёхсот учебников, разрешённых для использования при преподавании в начальных классах. «Я уже посмотрела, что там творится. Программ не должно быть много, четыреста учебников в начальных классах — недопустимо. Я надеюсь, что мы решим это в ближайшее время», — заверила министр.

В центре внимания — учитель

О том, что престиж профессии учителя, квалификация и благосостояние учителей будут в центре её внимания, Ольга Васильева заявила в первые дни после назначения на должность министра образования.

В интервью ТАСС Васильева рассказала, что Минобрнауки работает над созданием национальной системы учительского роста. Дело в том, что сейчас существует единственная должность учителя, на которой работают все без исключения школьные педагоги. В новом профессиональном стандарте учителя будет предусмотрено несколько должностей — в зависимости от того, насколько сложную работу выполняет педагог и какова его ответственность, например: учитель, старший учитель, ведущий учитель. Для каждой из этих градаций будут сформулированы соответствующие компетенции. Поскольку вопрос требует тщательной проработки, в том числе с профессиональным сообществом, по прогнозу Васильевой, система будет введена нескоро: «к 1 января 2018 года, а может, и позже».

Система оплаты труда школьных педагогов будет пересмотрена намного раньше. На всероссийском съезде сельских учителей в Чебоксарах Ольга Васильева заявила, что в скором времени базовая часть учительских зарплат увеличится и будет составлять не менее 70 процентов от общей выплаты. Министр пообещала делать всё возможное, чтобы создать учителям благоприятные условия для работы: поднимать социальный статус педагога, развивать систему социальных гарантий и льгот. Например, сельским учителям предполагается компенсировать расходы на социальные услуги.

Основной задачей учителя Васильева считает воспитание детей и обеспечение их качественной подготовки по всем предметам. При этом, убеждена министр, «сельская школа должна давать такое же качественное образование, как и городская».

Кстати, Ольга Васильева заверила в намерении Минобрнауки сохранять и поддерживать разные типы школ, развивать инфраструктуру и сохранять малокомплектные школы, поскольку в ряде удалённых регионов школа порой является не только учебным заведением, но и системообразующей единицей.

Профессиональное образование: колледжи будущего

На совещании у Дмитрия Медведева, посвящённом проблемам охраны труда, Ольга Васильева рассказала, что на сейчас в стране 3680 учреждений среднего профессионального образования. По мнению министра, приоритет в развитии следует отдавать тем учебным заведениям, которые готовят наиболее востребованных специалистов. Поскольку перечень пятидесяти самых востребованных профессий уже есть, осталось подготовить и утвердить по этим специальностям образовательные стандарты. Эта область станет в текущем году, по словам Васильевой, «зоной приоритетного внимания». К тому же оказалось, что в список пятидесяти перспективных профессий вошли специальности, подготовка по которым до сих пор нигде не ведётся. Таких специальностей тринадцать, одна из них — оператор беспилотных летательных аппаратов.

В планы Минобрнауки также входит разработка федерального стандарта профессионального образования и продолжение развёртывания сети межрегиональных центров компетенций, где будут совмещены учебные центры и тренировочная производственная база. Эти центры министр назвала «колледжами будущего».

Минобрнауки ещё год назад объявило о подготовке мониторинга эффективности колледжей. По словам Ольги Васильевой, эта работа продолжается, и первые результаты будут обнародованы уже в декабре. По итогам этого мониторинга, возможно, будут приняты какие-то административные решения по «отстающим» колледжам. Ольга Васильева заверила, что берёт этот вопрос под свой личный контроль и каждый случай будет рассматривать отдельно. «Эта сфера сейчас на подъёме, мы должны её всячески холить и лелеять. Поэтому страшилок не надо, наоборот, надо помогать, это рабочие кадры для страны», — сказала глава Минобрнауки в интервью ТАСС.

Добавим, что систему СПО ждёт ещё одно новшество: выпускной квалификационный экзамен, где учащиеся смогут продемонстрировать приобретённые навыки не только в теории, но и на практике.

Вузы: повышение престижа

«Сейчас перед нами стоит важнейшая задача повышения престижа российской высшей школы», — говорит Ольга Васильева. Для решения этой задачи предполагается осуществить целый комплекс мер. Прежде всего, несмотря на то, что Минобрнауки будет продолжать реализацию проекта 5–100 по вхождению российских вузов в престижные международные рейтинги, будет разработан национальный рейтинг вузов. По словам Васильевой, в нашей стране есть серьёзные достижения в сфере высшего образования, но «беда в том, что не все и не про всё знают». Поэтому, считает министр, важно и запустить национальный рейтинг вузов (планируется в 2017 году — profiok.com), и разработать отечественную систему оценки научных публикаций, чтобы не вынуждать российских учёных правдами и неправдами зарабатывать индексы в зарубежных системах.

Важное значение Ольга Васильева придаёт программам студенческого обмена. Так, программа «Глобальное образование», в рамках которой российские студенты проходят обучение в ведущих вузах мира, будет продолжена. Для улучшения качества подготовки иностранных студентов в российских вузах — а значит, и для увеличения притока зарубежных студентов, для иностранных слушателей подготовительных отделений будет введён обязательный экзамен по русскому языку.

Ольга Васильева сообщила также о намерении Минобрнауки рассмотреть возможность вхождения губернаторов в состав наблюдательных советов опорных вузов. По её словам, это облегчит участие «научных команд» вузов в проектах регионального развития, за счёт чего регионы повысят научный потенциал, а выпускники вузов смогут найти себе место будущей работы.

С 2016 года, напомнила министр, вступил в действие нормативный документ, обязывающий вузы публиковать дипломные работы студентов в электронных библиотеках. Это позволит быстро устанавливать случаи плагиата: попросту говоря, взять готовую работу в интернете и выдать её за свою отныне будет проблематично.

Комментарий profiok.com

Ряд экспертов, ссылаясь на источники в правительстве, предполагают, что Минобрнауки со временем разделится: Ольга Васильева будет курировать образование, а развитием науки займётся другой человек. Действительно, никаких высказываний о науке и никаких встреч нового министра с учёными пока не было. Даже если так, фронт работ Ольге Васильевой достался колоссальный: «менять в сторону улучшения» предстоит абсолютно всё!

Впрочем, в научной среде один из поступков Ольги Васильевой уже вызвал одобрение: она уволила сотрудника Минобрнауки, который без согласования подредактировал готовящийся законопроект. Если бы затея удалась, то лишить человека, укравшего у кого-то диссертацию, учёной степени можно было бы только через суд — и то лишь в случае, если бы в качестве истца выступил бы автор позаимствованной научной работы. Иными словами, вся деятельность «Диссернета» оказалась бы бессмысленной, а плагиаторы, большинство из которых — чиновники разного ранга, оказались бы безнаказанными. Этот поступок Васильевой вызвал одобрение даже среди тех, кто изначально её критиковал. И дело, похоже, не столько в борьбе с недобросовестными учёными, сколько в желании нового министра навести порядок, разложить по полочкам, выстроить чёткую и внятную систему. «Я провела внутреннюю проверку. Выяснилось, что один из сотрудников министерства, не посоветовавшись ни с директором департамента, ни с его заместителем, сделал такие изменения, чем внёс большую сумятицу. Он уволен, потому что люди так не работают», — так прокомментировала Васильева увольнение горе-сотрудника.

Васильеву вообще тянет к конкретике. Так, она распорядилась к октябрю 2016 года подготовить предложения по внесению изменения в образовательные стандарты в части, касающейся конкретных навыков, которыми должны овладеть учащиеся. В действующих ФГОСах всё слишком абстрактно, и об этом представители профессионального учительского сообщества говорили уже давно.

В первые дни своего пребывания в должности Ольга Васильева пообещала, что будет много ездить по стране. Прошла пара недель, и она посетила Забайкальский государственный университет, Всероссийский детский центр «Океан» во Владивостоке и встретилась с сельскими педагогами на съезде в Чебоксарах.

Конечно, выводы делать, мягко говоря, рано, но когда слова не расходятся с делом, это всегда приятно и обнадёживает. А что до бескрайнего фронта работ — было бы желание! Да и управленческие навыки пригодятся — расстановка приоритетов, контроль исполнения, постановка выполнимых задач, общая логика и т. д. Всё это у Ольги Васильевой, по первому впечатлению, есть. Значит, всё получится. Получилось же у Сергея Собянина привести в чувство Москву.

Просмотров: 250 | Добавил: Nelli | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar